Из опыта работы учителя русского языка и литературы -Довган Ларисы Юрьевны.
6 класс Конспект: Урок развития речи
Презентация: Подробное изложение повествовательного текста
7 класс Конспект: Тема урока -Одиночество: счастье или беда в жизни людей
Презентация: Одиночество.
11 класс Конспект: Открытый урок : Образ Петра в романе А.Н. Толстого "Петр Первый"
Презентация: Образ Петра в романе.
Создание целостной системы работы с одаренными детьми
в школе.
(Из опыта работы МОУ СОШ № 4)
Школа - это уникальный опыт в судьбе каждого человека.
Именно школа дает тот старт,
который зачастую оказывается решающим в жизни.
Берегите школу!
Д. А. Медведев,
Благодаря реализации государственной программы «Одаренные дети», национального проекта "Образование" произошли качественные изменения в отечественной системе образования талантливой молодежи, одаренных детей.
· « Система поддержки талантливых детей. Одновременно с реализацией стандарта общего образования должна быть выстроена разветвленная система поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождения в течение всего периода становления личности.
Необходимо будет создать как специальную систему поддержи сформировавшихся талантливых школьников, так и общую среду для проявления и развития способностей каждого ребенка, стимулирования и выявления достижений одаренных ребят…
… Следует распространять имеющийся опыт деятельности физико-математических школ…
В рамках второго направления целесообразно поддерживать творческую среду, обеспечивать возможность самореализации учащимся каждой общеобразовательной школы. Для этого предстоит расширить систему олимпиад и конкурсов школьников, практику дополнительного образования, различного рода ученических конференций и семинаров, отработать механизмы учета индивидуальных достижений обучающихся (ученические портфолио) при приеме в вузы…»
Какими же должны быть основания, чтобы ребенок считался одаренным? Ответ не прост. В психологии до сих пор нет общего представления о природе одаренности, а есть альтернативные подходы к решению проблемы.
Один из подходов понимает одаренность как дар «свыше» (Богом, родителями и т. п.), которым наделены единицы, избранные. Если следовать этому подходу, становится актуальной проблема выявления одаренных детей и формирование индивидуального образовательного пути, способствующего раскрытию и развитию неординарных способностей, не нарушающего психофизического здоровья ребенка.
Другой подход понимает, что все дети талантливы. Каждый человек по-своему одарен.
Этот подход отражает гуманистические тенденции в науке и является идеологической базой общего образования и права каждого ребенка на развитие своих способностей. Именно этот подход является наиболее близким для общеобразовательного учреждения. При таком взгляде на «одаренность» акцент смещается в сторону поиска «ключика» к способностям ребенка и методам их раскрытия и развития.
Работа школы с одаренными детьми подразумевает создание единой системы образования и воспитания талантливых детей с целью обеспечения личностно-ориентированного подхода в их обучении и развитии.
В 2006 году в нашей школе была разработана и утверждена Программа развития «Комфортная школа», которая ставила одной из наиболее важных задачу создания современной образовательной среды, обеспечивающей комфортные условия для формирования и совершенствования всесторонне развитой личности школьника.
Одним из проектов, позволяющих реализовать Программу развития школы, является проект «Одаренные дети», нацеленный на:
-выявление одаренных детей, учащихся с повышенной учебной мотивацией, имеющих склонность к исследовательской деятельности, показывающих высокую результативность в разных образовательных областях;
-построение учебно – воспитательного процесса, способствующего развитию индивидуальных (интеллектуальных, творческих, спортивных) способностей школьников.
С этой целью в Программе развития нашей школы «Комфортная школа» поставлены задачи:
• Расширить содержание образования в школе через осуществление профильного обучения, реализацию программ физико - математического, социально- экономического, оборонно - спортивного профильного обучения, организацию ранней профилизации в основной школе.
• Использовать в обучении современные личностно- ориентированные образовательные, информационно- коммуникационные технологии.
• Создать систему социально-педагогического мониторинга качества образования, психолого – педагогического сопровождения в профильном обучении, в обучении одаренных детей.
СИСТЕМА РАБОТЫ ОУ с одаренными детьми |
ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ |
Ранняя профилизация |
Основная школа |
Профильное обучение |
Средняя школа |
Экстернат |
Основная и средняя школа |
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ |
Элективные курсы
Кружки
Специальные учебные заведения |
Основная и средняя школа |
Олимпиадное движение,
проектно-исследовательская деятельность |
Участие в олимпиадах, конкурсах |
Основная и средняя школа |
Воспитательная система класса, школы |
Психолого – педагогическое сопровождение |
Методическая работа |