3. Образовательный процесс
3.1. Целями образовательного процесса являются:
- достижение обучающимися образовательного уровня, соответствующего федеральному государственному образовательному стандарту.
3.2. Основные характеристики организации образовательного процесса:
Организация образовательного процесса в МОУ СОШ № 4 осуществляется в соответствии с образовательными программами и расписаниями занятий, разработанными в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, Типовым положением об общеобразовательном учреждении, санитарными правилами и нормативами.
3.3. Учреждение, исходя из государственной гарантии прав граждан на получение бесплатного общего образования, осуществляет образовательный процесс в соответствии с уровнями общеобразовательных программ двух ступеней общего образования:
вторая ступень - основное общее образование (нормативный срок освоения 5 лет)- 5-9 классы;
третья ступень - среднее (полное) общее образование (нормативный срок освоения 2 года) - 10-11 классы.
3.4. Исходя из запросов обучающихся и их родителей (законных представителей), при наличии соответствующих условий в Учреждении может быть введено обучение по следующим профилям и направлениям:
- естественно-математический профиль;
- социально-экономический профиль;
- гуманитарный профиль;
- оборонно-спортивный профиль;
- информационно-технологический профиль.
3.5. В дополнение к обязательным предметам могут вводиться предметы для организации обучения по выбору самих обучающихся, направленные на реализацию интересов, способностей и возможностей личности.
3.6. Содержание образования в Учреждении определяется образовательной программой (образовательными программами), разрабатываемой и реализуемой Учреждением самостоятельно на основе соответствующих примерных основных образовательных программ, курсов, дисциплин, обеспечивающей достижение обучающимися результатов освоения основных образовательных программ, установленных соответствующими государственными образовательными стандартами.
3.7. Обучение и воспитание в Учреждении ведется на русском языке.
В Учреждении преподаются:
- в качестве языка государственного – русский язык;
- в качестве иностранного языка – английский, немецкий.
3.8. Учебный год начинается 1 сентября. Продолжительность учебного года на первой, второй и третьей ступенях общего образования составляет не менее 34 недель без учета государственной (итоговой аттестации).
Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней, летом - не менее 8 недель.
3.9. Режим занятий обучающихся определяется расписанием занятий, в том числе проводимых в рамках внеурочной деятельности, годовым календарным учебным графиком, составляемых в соответствии с санитарными правилами и нормативами.
В Учреждении устанавливается следующий режим занятий:
- начало урока в первой смене в 08.30, во второй смене в 14.15, продолжительность урока 45 минут, перемены между уроками - две по 10 минут, остальные по 15 минут.
- во второй смене не могут обучаться учащиеся 5, 9, 11 классов.
3.10. По запросам родителей (законных представителей) при наличии необходимых условий в Учреждении могут быть организованы группы продленного дня.
3.11. Наполняемость классов и групп продленного дня устанавливается в количестве 25 обучающихся.
3.12. При проведении занятий по иностранному языку и трудовому обучению на второй и третьей ступенях общего образования, физической культуре на третьей ступени общего образования, по информатике и вычислительной технике, физике и химии (во время практических занятий) допускается деление класса на две группы, если наполняемость класса составляет не менее 25 человек.
При наличии необходимых условий и средств возможно деление на группы классов с меньшей наполняемостью при проведении занятий по другим предметам.
3.13. Управление образования может открывать в Учреждении специальные (коррекционные) классы для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Перевод (направление) обучающихся в специальные (коррекционные) классы осуществляется Управлением образования только с согласия родителей (законных представителей) обучающихся по заключению психолого-медико-педагогической комиссии (далее ПМПК), состоящей из психологов, медицинских работников и педагогов. Учреждение руководствуется при организации работы специальных (коррекционных) классов Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.
3.14. В Учреждении по согласованию с Управлением образования и с учетом интересов родителей (законных представителей) могут открываться классы компенсирующего обучения.
3.15. Обучающиеся имеют право на получение образования в форме семейного образования, экстерната.
Порядок о получении образования в этих формах определяется действующим законодательством об образовании.
3.16. Учреждение оказывает помощь родителям (законным представителям) в создании условий для получения их детьми среднего (полного) общего образования в форме семейного образования, самообразования или экстерната.
В этом случае между Учреждением и родителями (законными представителями) заключается договор.
3.17. Учреждение обеспечивает занятия на дому с обучающимися, в соответствии с медицинским заключением о состоянии их здоровья. Родители (законные представители) обязаны создать условия для проведения занятий на дому.
3.18. Дисциплина в Учреждении поддерживается на основе уважения человеческого достоинства обучающихся и педагогических работников. Применение методов физического и психического насилия по отношению к обучающимся и педагогическим работникам не допускается.
3.19. Объекты оценки, основания для принятия решения о переводе обучающихся принимаются в соответствии с требованиями, установленными образовательными программами соответствующей ступени обучения.
Текущий и итоговый контроль успеваемости обучающихся Учреждения осуществляется педагогами (преподавателями) по пятибалльной системе. Учитель (преподаватель), проверяя и оценивая работы (в том числе контрольные), устные ответы обучающихся, достигнутые ими навыки и умения, выставляют отметку в классный журнал и дневник обучающегося.
При промежуточной аттестации устанавливается пятибалльная (5 «отлично»), 4 («хорошо»), 3 («удовлетворительно»), 2 («неудовлетворительно»), 1 («не учил») система оценок.
Промежуточные итоговые отметки в баллах выставляются 5-9 классах по четвертям, в 10-11 классах по полугодиям. В конце учебного года выставляются итоговые годовые отметки с учетом отметок промежуточной аттестации.
В случае несогласия обучающегося (или его родителей, лиц их заменяющих) с годовой отметкой, ему предоставляется возможность сдать экзамен по соответствующему предмету комиссии, создаваемой Педагогическим советом Учреждения.
3.20. Освоение общеобразовательных программ основного общего и среднего (полного) общего образования завершается обязательной государственной (итоговой) аттестацией обучающихся.
Государственная (итоговая) аттестация обучающихся, освоивших общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования, проводится в форме единого государственного экзамена.
3.21. Лицам, не завершившим основное общее, среднее (полное) общее образование, общеобразовательным учреждением выдаются справки установленного образца.