Из опыта работы  учителя русского языка и литературы  -Довган  Ларисы Юрьевны.
 

  6 класс   Конспект: Урок  развития речи  
                  Презентация:   Подробное изложение повествовательного текста          
 
7 класс      Конспект: Тема урока -Одиночество: счастье или беда в жизни людей
                 Презентация: Одиночество.
 
11 класс     Конспект: Открытый урок : Образ Петра в романе  А.Н. Толстого "Петр Первый"
                 Презентация: Образ Петра в романе.
 
 
 
 
 
Создание целостной  системы работы с одаренными детьми 
в школе.
(Из опыта работы МОУ СОШ № 4)
  
Школа - это уникальный опыт в судьбе каждого человека. 
Именно школа дает тот старт, 
который  зачастую оказывается решающим в жизни. 
Берегите школу!
                                                                         
Д. А. Медведев, 
                                                                                                             Благодаря  реализации государственной программы  «Одаренные дети», национального проекта  "Образование"   произошли качественные изменения в  отечественной системе  образования   талантливой молодежи, одаренных  детей.
·         « Система поддержки талантливых детей. Одновременно с реализацией стандарта общего образования должна быть выстроена разветвленная система поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождения в течение всего периода становления личности.
Необходимо будет создать как специальную систему поддержи сформировавшихся талантливых школьников, так и общую среду для проявления и развития способностей каждого ребенка, стимулирования и выявления достижений одаренных ребят…
… Следует распространять имеющийся опыт деятельности физико-математических школ…
В рамках второго направления целесообразно поддерживать творческую среду, обеспечивать возможность самореализации учащимся каждой общеобразовательной школы. Для этого предстоит расширить систему олимпиад и конкурсов школьников, практику дополнительного образования, различного рода ученических конференций и семинаров, отработать механизмы учета индивидуальных достижений обучающихся (ученические портфолио) при приеме в вузы…»
 



Какими же должны быть основания, чтобы ребенок считался одаренным? Ответ не прост. В психологии до сих пор нет общего представления о природе одаренности, а есть альтернативные подходы к решению проблемы.
Один из подходов  понимает одаренность как дар «свыше» (Богом, родителями и т. п.), которым наделены единицы, избранные. Если следовать этому подходу, становится актуальной проблема выявления одаренных детей и формирование индивидуального образовательного пути, способствующего раскрытию и развитию неординарных способностей, не нарушающего психофизического здоровья ребенка.
Другой  подход понимает, что все дети талантливы. Каждый человек по-своему одарен.  
Этот подход отражает гуманистические тенденции в науке и является идеологической базой  общего образования и права каждого ребенка на развитие своих способностей.  Именно этот подход является наиболее близким для общеобразовательного учреждения. При таком взгляде на «одаренность» акцент смещается в сторону поиска «ключика» к способностям ребенка и методам их раскрытия и развития. 
Работа школы с одаренными детьми подразумевает создание единой системы образования и воспитания талантливых детей с целью обеспечения личностно-ориентированного подхода  в   их обучении и  развитии.
В 2006 году в нашей школе была разработана и утверждена Программа развития «Комфортная школа», которая ставила одной из наиболее важных задачу создания современной образовательной среды, обеспечивающей комфортные условия для формирования и совершенствования всесторонне развитой личности школьника. 
Одним  из проектов, позволяющих реализовать Программу развития школы, является проект «Одаренные дети», нацеленный  на:
-выявление  одаренных детей, учащихся с повышенной учебной мотивацией, имеющих склонность к исследовательской деятельности, показывающих высокую результативность в разных образовательных областях;
-построение учебно – воспитательного  процесса, способствующего развитию  индивидуальных (интеллектуальных, творческих, спортивных) способностей  школьников. 
С этой целью в Программе развития нашей школы «Комфортная школа»  поставлены  задачи:
•          Расширить содержание образования в школе через осуществление профильного обучения, реализацию программ  физико - математического, социально- экономического, оборонно - спортивного профильного обучения, организацию ранней профилизации в основной школе.
•          Использовать  в обучении современные личностно- ориентированные образовательные, информационно- коммуникационные  технологии. 
•          Создать  систему социально-педагогического мониторинга качества образования, психолого – педагогического сопровождения в профильном обучении, в обучении одаренных детей.
  
| 
 СИСТЕМА РАБОТЫ ОУ с одаренными детьми  | 
| 
 ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ  | 
 Ранняя профилизация  | 
 Основная школа  | 
| 
 Профильное обучение  | 
 Средняя школа  | 
| 
 Экстернат  | 
 Основная и средняя школа  | 
| 
 ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ  | 
 Элективные курсы 
Кружки 
Специальные учебные заведения  | 
 Основная и средняя школа  | 
| 
 Олимпиадное движение, 
проектно-исследовательская деятельность  | 
 Участие в олимпиадах, конкурсах  | 
 Основная и средняя школа  | 
| 
 Воспитательная система класса, школы  | 
| 
 Психолого – педагогическое сопровождение  | 
| 
 Методическая работа  |