Разработка показателей эффективности деятельности педагогических работников как одно из направлений формирования системы оценки качества образования

    Официальный сайт МБОУ "СОШ №4"

                          г.Чебаркуля                       

Разработка показателей эффективности деятельности педагогических работников как одно из направлений формирования системы оценки качества образования

 

  директор МОУ СОШ №4 Менщикова Л.З.

    

Уважаемые коллеги!

В преддверии нового учебного года разрешите приветствовать Вас, участников традиционной августовской конференции.

Уже несколько лет в образовательной системе России идут преобразования. Сейчас, в эпоху быстрой смены технологий, речь идет о создании принципиально новой системы, обеспечивающей  достижение высокого качества образования.

В условиях модернизации образования, введения федеральных государственных образовательных стандартов возникает необходимость построения независимой оценки качества образования, которая будет объективной, доступной и прозрачной для всех участников образовательного процесса.

Образовательные учреждения должны формировать собственную систему оценки их качества, что в свою очередь требует отработанной критериальной и инструментальной базы. Эта потребность диктует необходимость построения модели внутришкольной системы оценки качества  образования.  

В нашем образовательном учреждении создана модель оценки качества образования, целью которой является получение и анализ информации о состоянии качества образования.

Основными принципами построения модели являются:

·                     объективность, обеспечиваемая единой системой критериев и показателей оценки;

·                     полнота информации, реализуемая за счет системности работы в соответствии с планом;

·                     реалистичность, определяемая нормами и показателями качества образования, их социальной и личностной значимости;

·                     открытость и прозрачность процедур оценки качества образования.

В качестве объектов и предметов оценки определены:

·                     деятельность образовательного учреждения и качество условий реализации образовательных программ;

·                     личностные достижения учащихся и качество образовательных результатов;

·                     компетентность педагогических работников и качество  образовательных программ, реализуемых в образовательном учреждении.

Субъектами системы оценки выступают: администрация, службы сопровождения, педагоги, учащиеся.

Основными направлениями организационно – педагогического сопровождения образовательного процесса в модели обозначены:

- медико – психологическое сопровождение;

- научно – методическое сопровождение;

- система стимулирования педагогического труда, которая призвана оценить и поощрить инновационную активность и достижение высоких результатов педагогического труда.

Сегодня не вызывает сомнения, что грамотно построенная система мотивации способна многократно повысить эффективность организации.

Актуальность проблемы мотивации педагогической деятельности является одной из наиболее сложных и малоразработанных, поэтому остановимся более подробно на этом направлении.

Переход на отраслевую систему оплаты труда побудил руководителей образовательных учреждений уделять особое внимание оценке результативности деятельности педагогов. С этой целью в нашей школе было разработано Положение об оценке результативности деятельности учителя, в котором обозначены следующие задачи:

·         проведение системной самооценки учителем собственных результатов профессиональной деятельности и т.д.

·         обеспечение внешней экспертной оценки педагогического труда;

·         усиление материальной заинтересованности учителей в повышении качества образовательной деятельности.

Для выполнения задач в Положении определены критерии и показатели оценки результативности деятельности педагогов по следующим разделам:

1.    Образовательная деятельность.

2.    Воспитательная деятельность.

3.    Организационная деятельность.

Каждый критерий состоит из набора показателей, характеризующих деятельность педагога, производится расчет показателя и дается оценка в баллах. Рассмотрим отдельные критерии на примере раздела «Образовательная деятельность»:

I. первый критерий -  Результативность деятельности учителя

по формированию предметных знаний и компетенций.

Показатели: например,

Результаты независимой внешней оценки выпускников 9, 11 классов или увеличение доли учащихся данного педагога, закончивших учебный период на «хорошо» и «отлично»;

II. второй критерий - Результативность внеурочной деятельности учителя по преподаваемым предметам.

Например, один из показателей:

Результативность представления учащимися собственных достижений на олимпиадах, конкурсах, соревнованиях различного уровня.

Раздел «Образовательная деятельность»

       Критерии

пп

 Показатели

Расчёт показателя

 Оценка в баллах

I. Результативность деятельности учителя

по формированию предметных знаний и компетенций

 

 

 

Положительная динамика учебных достижений учащихся по предмету

Увеличение доли всех обучающихся данного учителя (%), закончивших учебный период на «хорошо» и «отлично»

до 8% - 4 б.

от 8% до 16% - 8 б.

от 16% до 24% - 12 б.

от 24% до 32% - 16 б.

от 32 до 40% - 20 б.

свыше 40% - 25 б.

 

Стабильность учебных достижений учащихся по предмету

Недопущение снижения по сравнению с предыдущим доли обучающихся (%), закончивших учебный период на «хорошо» и «отлично»

2 б.

 

 

Результаты независимой внешней оценки выпускников  9, 11 классов

Доля обучающихся (%) от общего количества выпускников 9,11 кл. данного учителя, получивших на ГИА, ЕГЭ результат (в баллах)

Показатель рассчитывается 1 раз в год

100% успеваемость 4б.

За каждого учащегося 9 кл., получившего

«5» - 2 б.

«4» 1 б.

За каждого учащегося 11 кл., получившего

от 60 б – 70 б. – 4б,

от 71 б – 80 б. – 5б,

от 81 б – 90 б. – 8б,

от 91 б – 100 б. – 10б.

 

 II. Результативность внеурочной деятельности учителя  по преподаваемым предметам

Результативность представления учащимися собственных достижений на  олимпиадах, конкурсах, соревнованиях различного уровня

Количество (чел.) обучающихся – победителей и призеров

(I, II, III место) предметных олимпиад (конкурсов, соревнований):

- муниципальных

 

 

 

- региональных (предметные олимпиады)

- зональных (в рамках кружковой работы)

 

-всероссийских

- международных

 

 

 

 

 

 

 

1м - 4б

2м - 3б

3м – 2б

 

1м - 10б

2м - 8б

3м – 5б

 

 

 

1м - 15б

2м - 12б

3м – 10б

Ежемесячно педагоги заполняют лист самооценки собственных результатов профессиональной деятельности. Комиссия осуществляет анализ и оценку объективности представленных аналитических материалов и составляет итоговый оценочный лист с указанием баллов и процентов (или суммы) выплаты каждому педагогу. Решение комиссии принимается прямым открытым голосованием.

Как показал опыт работы школы, стимулирующие выплаты повышают мотивацию к качественному труду и заинтересованность педагогов в конечных результатах.

Разработанная система оценки качества образования позволяет наблюдать динамику показателей эффективности деятельности педагогов и образовательного учреждения:

1.    Качественная успеваемость по сравнению с предыдущим годом увеличилась на 3% и составила 40%, абсолютная  - на 0,8%, составила 99,4%.

2.    Средний тестовый балл на ЕГЭ увеличился по русскому языку на 4б., английскому языку – 47б., обществознанию – 2б., физике – 1,3 б., истории - 1,5б.  Трое выпускников получили по русскому языку от 90 до 95 баллов.

3.    Увеличилась доля обучающихся, принимающих участие в олимпиадах, конкурсах, соревнованиях  различного уровня на 8%.

4.    Увеличилась доля победителей и призеров олимпиад, конкурсов, соревнований  в сравнении с предыдущим годом на  4,3 %.

Однако, несмотря на эти, безусловно, положительные результаты, практика применения системы стимулирования педагогов выявила проблему, которая показывает, что   поощрения  порой носят общий и формальный характер и не всегда отражают эффективность и качество работы.

ФЗ от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», который вступает в силу с нового учебного года, и Программа поэтапного совершенствования системы оплаты труда предусматривают переход на новую систему трудовых отношений, в основе которой лежит механизм эффективного контракта. Главным отличием системы эффективного контракта является введение стимулирующих выплат на основании измеримых показателей качества, результативности и эффективности.

Уверена, что те задачи, которые перед нами поставлены, будут успешно реализованы, что совместными усилиями, каждый на своем месте, мы многое сможем сделать для детей и их родителей.

Накануне нового учебного года желаю Вам доброго здоровья, творческих удач, прекрасного настроения. Пусть легко покоряются самые высокие вершины знаний, а любые смелые замыслы находят успешное воплощение и материальное поощрение. Счастья, добра, благополучия.

                                                                                                                                                                                                                                                                                       

                                                                                                                                                                                                       

Дата последнего обновления страницы 18.11.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения