директор МОУ СОШ №4 Менщикова Л.З.
Уважаемые коллеги!
В преддверии нового учебного года разрешите приветствовать Вас, участников традиционной августовской конференции.
Уже несколько лет в образовательной системе России идут преобразования. Сейчас, в эпоху быстрой смены технологий, речь идет о создании принципиально новой системы, обеспечивающей достижение высокого качества образования.
В условиях модернизации образования, введения федеральных государственных образовательных стандартов возникает необходимость построения независимой оценки качества образования, которая будет объективной, доступной и прозрачной для всех участников образовательного процесса.
Образовательные учреждения должны формировать собственную систему оценки их качества, что в свою очередь требует отработанной критериальной и инструментальной базы. Эта потребность диктует необходимость построения модели внутришкольной системы оценки качества образования.
В нашем образовательном учреждении создана модель оценки качества образования, целью которой является получение и анализ информации о состоянии качества образования.
Основными принципами построения модели являются:
· объективность, обеспечиваемая единой системой критериев и показателей оценки;
· полнота информации, реализуемая за счет системности работы в соответствии с планом;
· реалистичность, определяемая нормами и показателями качества образования, их социальной и личностной значимости;
· открытость и прозрачность процедур оценки качества образования.
В качестве объектов и предметов оценки определены:
· деятельность образовательного учреждения и качество условий реализации образовательных программ;
· личностные достижения учащихся и качество образовательных результатов;
· компетентность педагогических работников и качество образовательных программ, реализуемых в образовательном учреждении.
Субъектами системы оценки выступают: администрация, службы сопровождения, педагоги, учащиеся.
Основными направлениями организационно – педагогического сопровождения образовательного процесса в модели обозначены:
- медико – психологическое сопровождение;
- научно – методическое сопровождение;
- система стимулирования педагогического труда, которая призвана оценить и поощрить инновационную активность и достижение высоких результатов педагогического труда.
Сегодня не вызывает сомнения, что грамотно построенная система мотивации способна многократно повысить эффективность организации.
Актуальность проблемы мотивации педагогической деятельности является одной из наиболее сложных и малоразработанных, поэтому остановимся более подробно на этом направлении.
Переход на отраслевую систему оплаты труда побудил руководителей образовательных учреждений уделять особое внимание оценке результативности деятельности педагогов. С этой целью в нашей школе было разработано Положение об оценке результативности деятельности учителя, в котором обозначены следующие задачи:
· проведение системной самооценки учителем собственных результатов профессиональной деятельности и т.д.
· обеспечение внешней экспертной оценки педагогического труда;
· усиление материальной заинтересованности учителей в повышении качества образовательной деятельности.
Для выполнения задач в Положении определены критерии и показатели оценки результативности деятельности педагогов по следующим разделам:
1. Образовательная деятельность.
2. Воспитательная деятельность.
3. Организационная деятельность.
Каждый критерий состоит из набора показателей, характеризующих деятельность педагога, производится расчет показателя и дается оценка в баллах. Рассмотрим отдельные критерии на примере раздела «Образовательная деятельность»:
I. первый критерий - Результативность деятельности учителя
по формированию предметных знаний и компетенций.
Показатели: например,
Результаты независимой внешней оценки выпускников 9, 11 классов или увеличение доли учащихся данного педагога, закончивших учебный период на «хорошо» и «отлично»;
II. второй критерий - Результативность внеурочной деятельности учителя по преподаваемым предметам.
Например, один из показателей:
Результативность представления учащимися собственных достижений на олимпиадах, конкурсах, соревнованиях различного уровня.
Раздел «Образовательная деятельность»
№ Критерии
пп |
Показатели |
Расчёт показателя |
Оценка в баллах |
I. Результативность деятельности учителя
по формированию предметных знаний и компетенций |
|
|
|
Положительная динамика учебных достижений учащихся по предмету |
Увеличение доли всех обучающихся данного учителя (%), закончивших учебный период на «хорошо» и «отлично» |
до 8% - 4 б.
от 8% до 16% - 8 б.
от 16% до 24% - 12 б.
от 24% до 32% - 16 б.
от 32 до 40% - 20 б.
свыше 40% - 25 б. |
|
Стабильность учебных достижений учащихся по предмету |
Недопущение снижения по сравнению с предыдущим доли обучающихся (%), закончивших учебный период на «хорошо» и «отлично» |
2 б. |
|
|
Результаты независимой внешней оценки выпускников 9, 11 классов |
Доля обучающихся (%) от общего количества выпускников 9,11 кл. данного учителя, получивших на ГИА, ЕГЭ результат (в баллах) |
Показатель рассчитывается 1 раз в год
100% успеваемость 4б.
За каждого учащегося 9 кл., получившего
«5» - 2 б.
«4» 1 б.
За каждого учащегося 11 кл., получившего
от 60 б – 70 б. – 4б,
от 71 б – 80 б. – 5б,
от 81 б – 90 б. – 8б,
от 91 б – 100 б. – 10б.
|
II. Результативность внеурочной деятельности учителя по преподаваемым предметам |
Результативность представления учащимися собственных достижений на олимпиадах, конкурсах, соревнованиях различного уровня |
Количество (чел.) обучающихся – победителей и призеров
(I, II, III место) предметных олимпиад (конкурсов, соревнований):
- муниципальных
- региональных (предметные олимпиады)
- зональных (в рамках кружковой работы)
-всероссийских
- международных |
1м - 4б
2м - 3б
3м – 2б
1м - 10б
2м - 8б
3м – 5б
1м - 15б
2м - 12б
3м – 10б |
Ежемесячно педагоги заполняют лист самооценки собственных результатов профессиональной деятельности. Комиссия осуществляет анализ и оценку объективности представленных аналитических материалов и составляет итоговый оценочный лист с указанием баллов и процентов (или суммы) выплаты каждому педагогу. Решение комиссии принимается прямым открытым голосованием.
Как показал опыт работы школы, стимулирующие выплаты повышают мотивацию к качественному труду и заинтересованность педагогов в конечных результатах.
Разработанная система оценки качества образования позволяет наблюдать динамику показателей эффективности деятельности педагогов и образовательного учреждения:
1. Качественная успеваемость по сравнению с предыдущим годом увеличилась на 3% и составила 40%, абсолютная - на 0,8%, составила 99,4%.
2. Средний тестовый балл на ЕГЭ увеличился по русскому языку на 4б., английскому языку – 47б., обществознанию – 2б., физике – 1,3 б., истории - 1,5б. Трое выпускников получили по русскому языку от 90 до 95 баллов.
3. Увеличилась доля обучающихся, принимающих участие в олимпиадах, конкурсах, соревнованиях различного уровня на 8%.
4. Увеличилась доля победителей и призеров олимпиад, конкурсов, соревнований в сравнении с предыдущим годом на 4,3 %.
Однако, несмотря на эти, безусловно, положительные результаты, практика применения системы стимулирования педагогов выявила проблему, которая показывает, что поощрения порой носят общий и формальный характер и не всегда отражают эффективность и качество работы.
ФЗ от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», который вступает в силу с нового учебного года, и Программа поэтапного совершенствования системы оплаты труда предусматривают переход на новую систему трудовых отношений, в основе которой лежит механизм эффективного контракта. Главным отличием системы эффективного контракта является введение стимулирующих выплат на основании измеримых показателей качества, результативности и эффективности.
Уверена, что те задачи, которые перед нами поставлены, будут успешно реализованы, что совместными усилиями, каждый на своем месте, мы многое сможем сделать для детей и их родителей.
Накануне нового учебного года желаю Вам доброго здоровья, творческих удач, прекрасного настроения. Пусть легко покоряются самые высокие вершины знаний, а любые смелые замыслы находят успешное воплощение и материальное поощрение. Счастья, добра, благополучия.