Учебный план основной образовательной программы основного общего образования МОУ СОШ № 4

на 2012 – 2017 учебные годы, реализующей общеобразовательный программы основного общего образования

1. Пояснительная записка

При составлении учебного плана 5-б класса, участвующего в введении ФГОС ООО, общеобразовательное учреждение руководствовалось следующими нормативно – правовыми документами:

- Закон Российской Федерации "Об образовании";

- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1987;

- Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001 г. № 196);

-Постановление Главного государственного врача РФ от 29.12.2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2821-10 «Санитарно – эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;

-Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 05.10.2010 г. № 02-600 «Об утверждении плана действий по модернизации общего образования в Челябинской области на 2011-2015 годы, направленного на реализацию национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»;

-Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 09 июля 2012 г. № 01-1786 «О введении ФГОС основного общего образования в общеобразовательных учреждениях Челябинской области с 1 сентября 2012 года»;

-Письмо МОиН Челябинской области от 20.08.2012 г. № 24/6142 «О порядке введения ФГОС ООО в общеобразовательных учреждениях Челябинской области с 01 сентября 2012 года».

Учебный план основного общего образования обеспечивает введение в действие и реализацию требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, определяет содержание и общий объем учебной нагрузки обучающихся, не превышающий максимально допустимый объем аудиторной нагрузки обучающихся.

Учебный план обеспечивает выполнение гигиенических требований к режиму образовательного процесса, установленных СанПиН 2.4.2.2821-10 ««Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», и предусматривает:

- 5-летний срок освоения образовательных программ основного общего образования для V-IX классов. Продолжительность учебного года не менее 34 учебных недель (не включая летний экзаменационный период).

Образовательный процесс проводится во время учебного года. Учебный год начинается с 1 сентября..

Учебный год условно делится на четверти, являющиеся периодами, по итогам которых выставляются отметки за текущее освоение предметных образовательных программ. Количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана общеобразовательного учреждения, состоящего из обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, не превышает величину недельной образовательной нагрузки.

Максимальная недельная аудиторная нагрузка обучающихся соответствует нормативным требованиям СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» и составляет в 5-б классе 32 часа.

Продолжительность учебной недели: 6-дневная в V-XI классах.

Образовательная недельная нагрузка равномерно распределена в течение учебной недели, объем максимальной допустимой нагрузки в течение учебного дня составляет:

- для обучающихся 5-б класса не более 6 уроков.

Начало занятий в 08 часов 30 минут.

Обучение осуществляется в первую смену.

Продолжительность урока составляет 45 минут. Проведение нулевых уроков запрещено. Продолжительность перемен между уроками составляет от 10 до 15 минут. Перерыв между кружковыми занятиями – 10 минут. Расписание уроков составляется отдельно для обязательных и занятий элективных курсов, индивидуально- групповых занятий. Все дополнительные занятия проводятся с перерывом 45 минут после последнего урока.

Объем домашних заданий (по всем предметам) предполагает затраты времени на его выполнение, не превышающие (в астрономических часах): во в V классах – 2 часа, в VI-VIII классах – 2,5 часа, в IX-XI классах – до 3,5 часов.

Изучение учебных предметов Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования организуется с использованием учебников, входящих в федеральный перечень учебников, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27.12.2011 № 2885 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012/2013 учебный год».

Обязательные предметные области и основные задачи содержания предметных областей:

№ п/п

Предметные области

Основные задачи реализации содержания

1

Филология

Изучение предметной области «Филология» — языка как знаковой системы, лежащей в основе человеческого общения, формирования гражданской, этнической и социальной идентичности, позволяющей понимать, быть понятым, выражать внутренний мир человека, должно обеспечить:

получение доступа к литературному наследию и через него к сокровищам отечественной и мировой культуры и достижениям цивилизации;

формирование основы для понимания особенностей разных культур и воспитания уважения к ним;

осознание взаимосвязи между своим интеллектуальным и социальным ростом, способствующим духовному, нравственному, эмоциональному, творческому, этическому и познавательному развитию;

формирование базовых умений, обеспечивающих возможность дальнейшего изучения языков, c установкой на билингвизм;

обогащение активного и потенциального словарного запаса для достижения более высоких результатов при изучении других учебных предметов.

2

Математика и информатика

Изучение предметной области «Математика и информатика» должно обеспечить:

осознание значения математики и информатики в повседневной жизни человека;

формирование представлений о социальных, культурных и исторических факторах становления математической науки;

понимание роли информационных процессов в современном мире;

формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, универсальном языке науки, позволяющем описывать и изучать реальные процессы и явления.

В результате изучения предметной области «Математика и информатика» обучающиеся развивают логическое и математическое мышление, получают представление о математических моделях; овладевают математическими рассуждениями; учатся применять математические знания при решении различных задач и оценивать полученные результаты; овладевают умениями решения учебных задач; развивают математическую интуицию; получают представление об основных информационных процессах в реальных ситуациях.

3

Общественно – научные предметы

Изучение предметной области «Общественно-научные предметы» должно обеспечить:

формирование мировоззренческой, ценностно-смысловой сферы обучающихся, личностных основ российской гражданской идентичности, социальной ответственности, правового самосознания, поликультурности, толерантности, приверженности ценностям, закреплённым в Конституции Российской Федерации;

понимание основных принципов жизни общества, роли окружающей среды как важного фактора формирования качеств личности, ее социализации;

владение экологическим мышлением, обеспечивающим понимание взаимосвязи между природными, социальными, экономическими и политическими явлениями, их влияния на качество жизни человека и качество окружающей его среды;

осознание своей роли в целостном, многообразном и быстро изменяющемся глобальном мире;

приобретение теоретических знаний и опыта их применения для адекватной ориентации в окружающем мире, выработки способов адаптации в нём, формирования собственной активной позиции в общественной жизни при решении задач в области социальных отношений.

При изучении общественно-научных предметов задача развития и воспитания личности обучающихся является приоритетной.

4

Основы духовно – нравственной культуры народов России

Изучение предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» должно обеспечить:

воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию;

знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве;

формирование представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности;

понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества;

формирование представлений об исторической роли традиционных религий и гражданского общества в становлении российской государственности.

5

Естественно – научные предметы

Изучение предметной области «Естественно-научные предметы» должно обеспечить:

формирование целостной научной картины мира;

понимание возрастающей роли естественных наук и научных исследований в современном мире, постоянного процесса эволюции научного знания, значимости международного научного сотрудничества;

овладение научным подходом к решению различных задач;

овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты;

овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни;

воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде;

овладение экосистемной познавательной моделью и ее применение в целях прогноза экологических рисков для здоровья людей, безопасности жизни, качества окружающей среды;

осознание значимости концепции устойчивого развития;

формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов, представления научно обоснованных аргументов своих действий, основанных на межпредметном анализе учебных задач.

6

Искусство

Изучение предметной области «Искусство» должно обеспечить:

осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;

развитие эстетического вкуса, художественного мышления обучающихся, способности воспринимать эстетику природных объектов, сопереживать им, чувственно-эмоционально оценивать гармоничность взаимоотношений человека с природой и выражать свое отношение художественными средствами;

развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности;

формирование интереса и уважительного отношения к культурному наследию и ценностям народов России, сокровищам мировой цивилизации, их сохранению и приумножению.

7

Технология

Изучение предметной области «Технология» должно обеспечить:

развитие инновационной творческой деятельности обучающихся в процессе решения прикладных учебных задач;

активное использование знаний, полученных при изучении других учебных предметов, и сформированных универсальных учебных действий;

совершенствование умений выполнения учебно-исследовательской и проектной деятельности;

формирование представлений о социальных и этических аспектах научно-технического прогресса;

формирование способности придавать экологическую направленность любой деятельности, проекту; демонстрировать экологическое мышление в разных формах деятельности.

8

Физическая культура и ОБЖ

Предметные результаты изучения предметной области «Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности» должны отражать:

Физическая культура: понимание роли и значения физической культуры в формировании личностных качеств, в активном включении в здоровый образ жизни, укреплении и сохранении индивидуального здоровья; овладение системой знаний о физическом совершенствовании человека, создание основы для формирования интереса к расширению и углублению знаний по истории развития физической культуры, спорта и олимпийского движения, освоение умений отбирать физические упражнения и регулировать физические нагрузки для самостоятельных систематических занятий с различной функциональной направленностью (оздоровительной, тренировочной, коррекционной, рекреативной и лечебной) с учётом индивидуальных возможностей и особенностей организма, планировать содержание этих занятий, включать их в режим учебного дня и учебной недели; приобретение опыта организации самостоятельных систематических занятий физической культурой с соблюдением правил техники безопасности и профилактики травматизма; освоение умения оказывать первую доврачебную помощь при легких травмах; обогащение опыта совместной деятельности в организации и проведении занятий физической культурой, форм активного отдыха и досуга;расширение опыта организации и мониторинга физического развития и физической подготовленности; формирование умения вести наблюдение за динамикой развития своих основных физических качеств: оценивать текущее состояние организма и определять тренирующее воздействие на него занятий физической культурой посредством использования стандартных физических нагрузок и функциональных проб, определять индивидуальные режимы физической нагрузки, контролировать направленность её воздействия на организм во время самостоятельных занятий физическими упражнениями с разной целевой ориентацией; формирование умений выполнять комплексы общеразвивающих, оздоровительных и корригирующих упражнений, учитывающих индивидуальные способности и особенности, состояние здоровья и режим учебной деятельности; овладение основами технических действий, приёмами и физическими упражнениями из базовых видов спорта, умением использовать их в разнообразных формах игровой и соревновательной деятельности; расширение двигательного опыта за счёт упражнений, ориентированных на развитие основных физических качеств, повышение функциональных возможностей основных систем организма.

Основы безопасности жизнедеятельности:

формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности;понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма; понимание необходимости подготовки граждан к защите Отечества;формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью;формирование антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции; понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека; знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм, и их последствий для личности, общества и государства;

знание и умение применять меры безопасности и правила поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; умение оказать первую помощь пострадавшим; умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников, готовность проявлять предосторожность в ситуациях неопределенности;

умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации с учётом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;

овладение основами экологического проектирования безопасной жизнедеятельности с учетом природных, техногенных и социальных рисков на территории проживания.


 

Учебный план основного общего образования на 2012-2017 уч.г. (недельный)

Предметные области

Учебные предметы

Количество часов в неделю

Классы

V

VI

VII

VIII

IX

Всего

Обязательная часть

Филология

Русский язык

5

6

4

3

3

21

Литература

3

3

2

2

3

13

Иностранный язык

3

3

3

3

3

15

Математика и информатика

Математика

5

5

10

Алгебра

3

3

3

9

Геометрия

2

2

2

6

Информатика

1

1

1

3

Общественно- научные предметы

История

2

2

2

2

3

11

Обществознание

1

1

1

1

1

5

География

1

1

2

2

2

8

Основы духовно – нравственной культуры народов России

Основы духовно – нравственной культуры народов России

1/0

0,5

Естественно- научные предметы

Физика

2

2

2

6

Химия

2

2

4

Биология

1

1

2

2

2

8

Искусство

Музыка

1

1

1

Изобразительное искусство

1

1

1

1

4

Технология

Технология

2

2

1

1

6

Физическая культура и Основы безопасности жизнедеятельности

Физическая культура

3

3

3

3

3

15

Основы безопасности жизнедеятельности

1

1

1

3

ИТОГО

28,5

29

31

31

31

150,5

Часть, формируемая участниками образовательного процесса

3,5

4

4

5

5

21,5

Максимально допустимая недельная аудиторная нагрузка

32

33

35

36

36

172

Внеурочная деятельность (кружки, секции, проектная деятельность и др.)

7

4

4

4

4

23

Время, отводимое на внеурочную занятость, определяется образовательным учреждением и корректируется ежегодно.


 

Учебный план 5-б класса (ФГОС ООО) на 2012-2013 учебный год

Предметные области

Учебные предметы

Количество часов

Обязательная часть

Часть, формируемая участниками образовательного процесса

Всего в неделю

Всего за год

Филология

Русский язык

5

1

6

204

Литература

3

3

102

Иностранный язык

3

3

102

Математика и информатика

Математика

5

5

170

Алгебра

Геометрия

Информатика

1

1

34

Общественно- научные предметы

История

2

2

68

Обществознание

1

1

34

География

1

1

34

Основы духовно – нравственной культуры народов России

Основы духовно – нравственной культуры народов России

0,5

0,5

17

Естественно- научные предметы

Физика

Химия

Биология

1

1

34

Искусство

Музыка

1

1

34

Изобразительное искусство

1

1

34

Технология

Технология

2

2

68

Физическая культура и Основы безопасности жизнедеятельности

Физическая культура

3

3

102

Основы безопасности жизнедеятельности

1

1

34

Часть, формируемая участниками образовательного процесса (ИГЗ)

0,5

17

ИТОГО

28,5

3,5

32

1088

Максимально допустимая недельная нагрузка

32

1088

Внеурочная деятельность (кружки)

7

7

238

Часть учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса, определяет содержание образования, обеспечивающего реализацию интересов и потребностей обучающихся, их родителей (законных представителей).

Особенности учебного плана основного общего образования (в 5-б классе)

на 2012-2013 учебный год

Часы части учебного плана основного общего образования, формируемой участниками образовательного процесса, в 5-б классе по решению образовательного учреждения, на основании образовательного запроса обучающихся и их родителей (законных представителей) использованы на:

-увеличение на 1 час в неделю учебных часов, предусмотренных на изучение учебного предмета «Русский язык»;

-введение учебного курса «Информатика» с целью соблюдения преемственности в обучении с начальным общим образованием (1 час в неделю);

-введение учебного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для овладения навыками обеспечения личной безопасности в повседневной жизни, безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, оказания первой медицинской помощи (1 час в неделю);

-0,5 часа в неделю для проведения индивидуально- групповых занятий по математике.

При проведении учебных занятий по предметам «Иностранный язык», «Информатика», «Технология» осуществляется деление на группы.

В 5-б классе обучающиеся изучают 1 иностранный язык: английский или немецкий.

План внеурочной деятельности основной образовательной программы основного общего образования МОУ СОШ № 4

на 2012-2017 гг.

Внеурочная деятельность в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования организуется по основным направлениям развития личности обучающихся: духовно- нравственное, общеинтеллектуальное, общекультурное, социальное, спортивно – оздоровительное.

Занятия и мероприятия внеурочной деятельности проводятся во второй половине учебного дня.

Направление внеурочной деятельности

Реализуемая программа

Количество часов по классам (5-б)

V

VI

VII

VIII

IX

Всего

Общеинтеллектуальное

Лего - конструирование

34

34

34

34

34

170

Общекультурное

Театральный кружок

34

34

34

34

34

170

Хор

34

34

34

34

34

170

Литературный кружок

34

34

34

34

34

170

Социальное

Кружок «Рукодельница»

34

34

34

34

34

170

«В мире искусства»

34

34

34

34

34

170

Спортивно - оздоровительное

Спортивный кружок «Баскетбол»

34

34

34

34

34

170

ИТОГО

238

238

238

238

238

1190

Характеристика основных направлений внеурочной деятельности

Направление внеурочной деятельности

Реализуемая программа

Цель программы

Основные задачи программы

Общеинтеллектуальное

Лего – конструирование

Автор программы: С.А. Филиппов. Робототехника для детей и родителей. Под ред доктора техн.наук, профессора А.Л. Фрадкова.-СПб.: Наука, 2010

Развитие способностей школьников по моделированию, конструированию, и компьютерному управлению

Ознакомление с основными принципами механики, программирования в компьютерной среде; развитие умения работать по предложенным инструкциям; развитие логического мышления и творческой инициативы

Общекультурное

Театральный кружок

Автор программы: Павлова Н.В., учитель музыки и ИЗО МОУ СОШ № 4.

Программа прошла апробацию в 2009-2012 гг. в ходе реализации инновационного проекта «Дорогой добра», представленного на областном конкурсе «Учитель года -2009».

Создание условий для развития творческих способностей детей, самореализации, активного участия в социальных процессах

Обогащение детей социально- ценностными качествами (творческая направленность личности, высокая работоспособность, общественная полезность деятельности и др.; создание оптимальных условий для выстраивания взаимоотношений учитель – ученик – родитель на принципе равенства всех субъектов во взаимном доверии, уважении и понимании

Хор

Автор программы: Павлова Н.В., учитель музыки и ИЗО МОУ СОШ № 4.

Литературный кружок

Автор программы: Довган Л.Ю., учитель русского языка и литературы МОУ СОШ № 4

Социальное

Кружок «Рукодельница»

Автор программы: Горшкова О.В., учитель технологии МОУ СОШ № 4.

Создание условий для развития творческих способностей учащихся, навыков рукоделия

«В мире искусства»

Автор программы: Павлова Н.В., учитель музыки и ИЗО МОУ СОШ № 4.

Воспитание у школьников гражданско- патриотических качеств, любви к искусству, малой родине, к своей стране, государству

Спортивно - оздоровительное

Спортивный кружок «Баскетбол»

Автор программы: Кузин В.В., Полиевский С.А. Баскетбол. Начальный этап обучения. – М.: Физкультура и спорт, 1999

Формирование у школьников устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств, воспитание интереса учащихся к занятиям спортом, баскетболом; содействие воспитанию нравственных и волевых качеств личности школьника

Укрепление здоровья, развитие основных физических качеств и повышение функциональных возможностей организма; развитие двигательных (кондиционных и некондиционных) способностей организма школьников; привлечение учащихся к систематическим занятиям спортом; освоение элементов баскетбола; ознакомление с правилами игры в баскетбол

На основании образовательного запроса учащихся и их родителей (законных представителей) внеурочная деятельность может быть организована по индивидуальному плану с использованием возможностей учреждений дополнительного образования поселка Каширина, города Чебаркуля.

План внеурочной деятельности в 5-б классе включает в себя проведение классных часов и экскурсий по теме «Мой город. Мой край» с целью воспитания у школьников гражданско- патриотических качеств, любви к своей малой родине, к своей стране, государству.